Ландшафт влияния
Исследование отраслевых ассоциаций и деловых объединений России

9 месяцев 2021 года

В практике Public Affairs как публичной деятельности по выстраиванию гармоничных отношений в треугольнике «государство — бизнес — общество» важную роль играют ассоциации и деловые объединения как площадки для синхронизации интересов и их публичного представления. Часто от репутации и публичного веса такой площадки напрямую зависит, насколько эффективным и открытым окажется диалог. Однако единый верифицированный реестр ассоциаций и объединений, на который могли бы ориентироваться участники проектов, выбирая партнеров, отсутствует, в том числе и на сайте профильного ведомства — Минэкономразвития.

  • Ведомство занимается только «социально-ориентированными» НКО (ведет их реестр), но основные деловые объединения в эту категорию не попадают;
  • При этом поиск по документам ведомства показывает, что департаменты и подразделения Минэкономразвития в своей работе активно взаимодействуют с несколькими десятками деловых объединений – от РСПП до Ассоциации добытчиков минтая – но это взаимодействие распылено по подразделениям, формам и не увязано в единое целое.

На сайте Министерства юстиции удалось найти информацию о зарегистрированных министерством НКО в виде отдельной базы с возможностью для поиска. Оценка информации показала:

  • По формальным признакам (название) в России зарегистрировано около 17 000 деловых ассоциаций, союзов и объединений
  • Из них около 4000 зарегистрированы в Москве и содержат в названии обозначения общероссийской организации
  • Министерство юстиции никак не регулирует, и даже не регистрирует предмет деятельности таких организаций. Все они проходят по единому классу ОКВЭД («94 - Деятельность общественных организаций»), никакой другой уточняющей информации о них не собрано.

Информационный поиск показал, что публичных попыток упорядочить пространство деятельности этих 4000 организаций, не было.

Актуальность экспертного продукта обусловлена развитием кризиса на фоне пандемии и связанными с ним ограничительными мерами. В условиях карантинных мер обострилась внутренняя конкуренция отраслей за поддержку со стороны государства. Роль ассоциаций и деловых объединений возрастает. Как носителей экспертизы их часто привлекают к разработке мер поддержки со стороны государства.

Отраслевые ассоциации и бизнес объединения – один из участников процесса по взаимодействию с государством и поиску баланса интересов. Если они дезорганизованы, то с ними невозможно вести диалог. Верифицированный реестр и понимание коммуникационной активности отраслевых ассоциаций и деловых объединений в публичном поле позволяет сформировать собеседников со стороны отрасли и государства и тем самым может влиять на принятие важных решений.

Цели исследования
  • создать верифицированный реестр действующих ассоциаций и деловых объединений , проанализировать и привлечь внимание к их в деятельности по общественно значимым направлениям с целью повышения качества диалога в треугольнике «власть-бизнес-общество»;
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • изучить отраслевой ландшафт,
  • выявить активные и работоспособные отраслевые ассоциации и объединения
  • создать достоверный реестр действующих организаций
  • ранжировать организации в соответствии с их публичной активностью, проблемными сферами и инициативами
  • установить отношения с отраслевыми объединениями и начать взаимодействовать изнутри
АУДИТОРИИ, которым будет интересно исследование

Представители региональной и федеральной власти ОГВ

Рейтинги и исследования — востребованные у политических элит продукты, которые позволяют фиксировать изменения отраслевого ландшафта.

  • Повышение качества диалога с бизнесом и обществом по актуальным вопросам.
  • Возможность выстроить коммуникации для министерств и ведомств со своими отраслями.
  • Предотвращение развития кризисных сценариев.
  • Выявление инсайтов, которые могут быть полезны для развития отрасли (внимание к проблемам, поддержка со стороны государства). Некоторые отрасли (например, торговля, сервисы доставки) за время пандемии приобрели гораздо большее значение для пользователей, чем раньше. Они работали без сбоев и удовлетворяли потребности своих клиентов. Но в глазах чиновников у них еще нет имиджа системообразующих отраслей.

Ассоциации и отраслевые объединения

  • Продвижение отраслевых инициатив — публичный рейтинг повышает шансы донести интересы ассоциаций и объединений до ключевой аудитории, в том числе власти.
  • Возможность учитывать результаты рейтинга в коммуникационной стратегии ассоциаций и объединений.

Бизнес

  • Возможность для бизнеса найти ассоциацию для защиты и продвижения своих интересов.
  • Инструмент экспертной оценки возможностей и публичных ресурсов организации.

Медиа

  • Востребованный продукт, который позволяет обозначить сформировавшиеся или формирующиеся тренды (проблемы) в экономике в целом или в отдельных отраслях.
  • Возможность привлечь дополнительное внимание к вопросам (проблемам) отрасли и выступить площадкой для формирования публичной дискуссии среди заинтересованных.

Методология

Формирование реестра

  • Информационный поиск в системе «Медиалогия» на базе публикаций за последний год с разработкой методики фильтрации информации и определения обязательных признаков соответствия.
  • Сопоставительный анализ деятельности организаций с отраслью.
  • Формирование облака партнеров, подтверждающего взаимосвязь организаций с отраслью.

Первый шаг. Информационным поиском в системе «Медиалогия» на массиве публикаций за год выявлялись все субъекты коммуникационного пространства, названия которых по формальным признакам могли говорить о том, что они представляют собой отраслевые или деловые объединения.

Пример: некоммерческая организация «Союз мороженщиков» или «Российский союз поставщиков металлопродукции».

Второй шаг. Определение присутствия ассоциации в сети — сайт и аккаунты в социальных сетях.

Если на сайте были заявлены ассоциации-партнеры или они выявлялись в материалах сайта (например, в текстах новостей), то они тоже вносились в список на проверку.

Третий шаг представлял собой обратный переход в систему «Медиалогия» с найденными новыми объединениями и ассоциациями и повторение первого и второго шагов.

Всего было сделано четыре таких круга , пока новые объединения и ассоциации не перестали появляться.

Организации из полученного списка проверялись на выполнение хотя бы одного критерия:

  • в течение года о ней должны были появляться публикации в СМИ в контексте ее деятельности;
  • в течение года на сайте организации должна была быть заявлена ее собственная активность, направленная в публичное поле — заявления, обращения, собственные мероприятия, участие во внешних мероприятиях.

Так был сформирован ранжированный список ТОП 300 отраслевых объединений и деловых ассоциаций России.

В дальнейшем список ассоциаций был сгруппирован по видам экономической деятельности. В качестве классификатора был использован государственный стандарт - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Поскольку все деловые объединения как организации относятся к одному классу ОКВЭД «94 Деятельность общественных организаций», на этом этапе мы самостоятельно отнесли ассоциацию или деловое объединение к тому виду экономической деятельности, интересы предприятий которой она отражает.

Основанием для этого стали:

  • официальные материалы самой организации, в которых она излагает задачи и принципы своей работы;
  • контекст публикаций массмедиа, в которых отражена деятельность организации.

На этом этапе определилось, что «отрасль» с точки зрения публичной представленности в информационном поле и «вид деятельности» с точки зрения ОКВЭД не тождественны, причем не существует официального классификатора отраслей в том виде, в котором они присутствуют в структуре государственного управления или в публичном понятийном поле массмедиа. Существующий ОКВЭД ориентирован на задачи сбора государственной статистики, а аналога отмененного ОКОНХ (Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства) в России не формировали.

Существующий ОКВЭД ориентирован на задачи сбора государственной статистики, а аналога отмененного ОКОНХ (Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства) в России не формировали.

Мы самостоятельно реконструировали классификатор по принципу отмененного ОКОНХ, в результате чего выделили 39 отраслей, опираясь на два основных критерия:

  • то, как отрасли в их самоназвании присутствуют в коммуникационном пространстве ведущих деловых медиа;
  • то, как отрасли группировались в структуре федеральной исполнительной власти в различных составах кабинета правительства за последние два десятилетия, с момента фактической отмены ОКОНХ.

При этом важно отметить, что опора на ОКВЭД сохранена в полной мере: в некоторых случаях мы за базу для определения отрасли принимали класс ОКВЭД, в некоторых случаях — группу ОКВЭД, но никогда в одной определяемой нами отрасли не смешивались предприятия разных групп или классов общероссийского классификатора.

Формирование рейтинга

На первом этапе исследования оценивалась коммуникационная активность участников топ-300 отраслевых объединений и деловых ассоциаций России.

Рейтинг коммуникационной активности отраслевых ассоциаций и бизнес-объединений формируется на основе объективных замеров – медиа статистики.

Основой для замеров являются показатели информационной системы «Медиалогия», выступающей в настоящее время отраслевым стандартом измерений для отрасли профессионалов коммуникаций.

Исследуемый массив составляет более 200 000 сообщений в федеральных и региональных медиа, учитывается количество сообщений, контекст и роль субъекта в публикациях.

Верифицированный реестр действующих отраслевых и деловых объединений России:

  • топ-300 отраслевых объединений и деловых ассоциаций России.

Рейтинг лидеров отраслевых ассоциаций и деловых объединений коммуникационной активности в публичном поле, сформированный по отдельным группам:

  • ТОП 50 отраслевых и бизнес объединений. Деловые медиа
    Рейтинг отраслевых и бизнес-объединений по их представленности в ведущих массмедиа, работающих с деловой тематикой;

  • ТОП 50 отраслевых и бизнес объединений. Федеральные медиа
    Рейтинг отраслевых и бизнес-объединений по их представленности в ведущих федеральных массмедиа, работающих с широкой аудиторией;

  • ТОП 50 отраслевых и бизнес объединений. Региональные медиа
    Рейтинг отраслевых и бизнес-объединений по их представленности в ведущих региональных массмедиа;

  • ТОП 50 отраслевых и бизнес объединений. Первые лица в медиа
    Рейтинг первых лиц отраслевых и бизнес-объединений по их представленности в ведущих массмедиа, работающих с деловой тематикой.